Цитата
Уже с 1 июля доступ белорусских пользователей ко многим сайтам может быть закрыт. Именно с этого дня планируется вступление в силу положения «О порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами», проект которого разработан Министерством связи и информатизации совместно с Оперативно-аналитическим центром при президенте.
Текст проекта документа размещен на сайте гражданской кампании «Говори правду!».
Речь, в первую очередь, идет о ресурсах, содержание которых противоречит национальному законодательству. В этом списке порносайты, экстремистские и террористические ресурсы и так далее. Однако ознакомившиеся с текстом проекта положения эксперты считают, что под благовидным предлогом под запрет могут попасть и многие ресурсы, в существовании которых власть видит для себя какую-либо угрозу.
Как вытекает из текста положения, будет формироваться два списка ресурсов.
Доступ к сайтами из списка «ограниченного доступа» будет открыт только правоохранительным и налоговым органам, судам, а также ведомствам и организациям, определяемым Оперативно-аналитическим центром. Рядовые пользователи загрузить сайты из «черного списка» не смогут.
Формировать этот список будет Мининформации либо уполномоченная им организация на основании решений правоохранительных, судебных и налоговых органов.
Кроме того, право «обращаться в уполномоченные государственные органы с предложениями об ограничении доступа к интернет-ресурсам» получат «юридические лица, их филиалы и представительства, а также индивидуальные предприниматели и граждане».
Список «отрытого доступа» будет содержать ресурсы, доступ к которым не может быть ограничен. Формировать его также будет Мининформации по предложениям государственных органов.
По мнению экспертов, содержащиеся в этом документе формулировки открывают широкие возможности ограничения доступа к определенным ресурсам. Например, в качестве «идентификатора интернет-ресурса» может использоваться не только IP-адрес или доменное имя, но и URL, и даже «часть содержания интернет-ресурса». То есть, в данном случае, как полагают эксперты, речь может идти о контент-фильтрации.
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), юрист Андрей Бастунец уверен, что решения о блокировке интернет-ресурсов могут приниматься отнюдь не только на основаниях, явно перечисленных в постановлении (распространение порнографии, пропаганда насилия и жестокости, содействие торговле людьми и т.п.).
Бастунец обращает внимание на пункт документа, согласно которому поводом для внесения ресурса в «черный список» может стать простое заявление частного лица.
«Потом это решение можно обжаловать. Но это перевернутая пирамида, — подчеркивает А.Бастунец. — На самом деле, решение о блокировании должно приниматься в судебном порядке, а не обжалование этого решения. Заложенный в постановлении порядок напрямую противоречит статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Беларусью. Это принципиальное нарушение свободы слова».
По мнению юриста БАЖ, прописанный в положении порядок формирования «черного списка» интернет-ресурсов нарушает базовый принцип свободы слова — «внесудебное ограничение доступа к информации с участием государственных органов, которые самостоятельно решают какую информацию считать запрещенной, а какую — нет».
Текст проекта документа размещен на сайте гражданской кампании «Говори правду!».
Речь, в первую очередь, идет о ресурсах, содержание которых противоречит национальному законодательству. В этом списке порносайты, экстремистские и террористические ресурсы и так далее. Однако ознакомившиеся с текстом проекта положения эксперты считают, что под благовидным предлогом под запрет могут попасть и многие ресурсы, в существовании которых власть видит для себя какую-либо угрозу.
Как вытекает из текста положения, будет формироваться два списка ресурсов.
Доступ к сайтами из списка «ограниченного доступа» будет открыт только правоохранительным и налоговым органам, судам, а также ведомствам и организациям, определяемым Оперативно-аналитическим центром. Рядовые пользователи загрузить сайты из «черного списка» не смогут.
Формировать этот список будет Мининформации либо уполномоченная им организация на основании решений правоохранительных, судебных и налоговых органов.
Кроме того, право «обращаться в уполномоченные государственные органы с предложениями об ограничении доступа к интернет-ресурсам» получат «юридические лица, их филиалы и представительства, а также индивидуальные предприниматели и граждане».
Список «отрытого доступа» будет содержать ресурсы, доступ к которым не может быть ограничен. Формировать его также будет Мининформации по предложениям государственных органов.
По мнению экспертов, содержащиеся в этом документе формулировки открывают широкие возможности ограничения доступа к определенным ресурсам. Например, в качестве «идентификатора интернет-ресурса» может использоваться не только IP-адрес или доменное имя, но и URL, и даже «часть содержания интернет-ресурса». То есть, в данном случае, как полагают эксперты, речь может идти о контент-фильтрации.
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), юрист Андрей Бастунец уверен, что решения о блокировке интернет-ресурсов могут приниматься отнюдь не только на основаниях, явно перечисленных в постановлении (распространение порнографии, пропаганда насилия и жестокости, содействие торговле людьми и т.п.).
Бастунец обращает внимание на пункт документа, согласно которому поводом для внесения ресурса в «черный список» может стать простое заявление частного лица.
«Потом это решение можно обжаловать. Но это перевернутая пирамида, — подчеркивает А.Бастунец. — На самом деле, решение о блокировании должно приниматься в судебном порядке, а не обжалование этого решения. Заложенный в постановлении порядок напрямую противоречит статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Беларусью. Это принципиальное нарушение свободы слова».
По мнению юриста БАЖ, прописанный в положении порядок формирования «черного списка» интернет-ресурсов нарушает базовый принцип свободы слова — «внесудебное ограничение доступа к информации с участием государственных органов, которые самостоятельно решают какую информацию считать запрещенной, а какую — нет».
Власти «кусают» Интернет со всех сторон
Цитата
Нам в руки попал проект постановления правительства, разработанный Министерством связи и информатизации вместе с Оперативно-аналитическим центром при президенте Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами». Об ограничительных мерах в отношении Интернета помощник главы государства Всеволод Янчевский во вчерашнем интервью заявил: «Всё надо сделать аккуратно. Моя позиция –не нужно никакой самодеятельности. Берём европейский опыт –и всё».
А что получается в действительности?
Проект постановления комментирует Евгений С., юрист одной из компаний, плотно связанной с Интернетом: «В новом проекте постановления присутствует так называемый "китайский файрволл", т.е. контент-фильтрация: в качестве "идентификатора интернет-ресурса" может использоваться, в числе прочего, "часть содержания интернет-ресурса", и этот "идентификатор" может включаться в список ограниченного доступа.
Есть понятия "чёрного" и "белого" списков ("списка ограниченного доступа"). Причём последний будет доступен только для провайдеров, а остальным (гражданам и организациям) информация будет предоставляться только по запросу по отношению к конкретному ресурсу.
Пункт 4: "Поставщики интернет-услуг обеспечивают предоставление услуг по ограничению доступа на основании списков доступа, формируемых в установленном порядке Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией, и списков доступа, формируемых поставщиком интернет-услуг самостоятельно". Из этого можно заключить, что, помимо государственного списка, провайдер обязан за свой счёт вести собственный список, при этом именно он отвечает за полноту такого списка.
В пункте 2 постановления говорится: "интернет-ресурс – ресурс, функционирующий в сети Интернет и предназначенный для информационного обмена". Хотелось бы, чтобы определение интернет-ресурса, важное в практическом плане, не определяло бы "подобное через подобное", а давало бы ответ какой конкретно объект можно считать отдельным интернет-ресурсом. Например, относятся ли к интернет-ресурсам страницы сайтов, расположенные на доменах третьего и последующих уровней (в том числе в случаях, когда у таких страниц иной владелец).
"Органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговые органы" самостоятельно принимают решения о блокировке интернет-ресурсов, а Минсвязи только вносит их в "чёрный список".
Если это постановление будет принято, Беларуси потом придётся расхлёбывать это долго. А на Западе наша страна опять станет жупелом. За державу обидно».
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов, юрист Андрей Бастунец уверен, что решения о блокировке интернет-ресурсов могут приниматься отнюдь не только на основаниях, явно перечисленных в постановлении (распространение порнографии, пропаганда насилия и жестокости, содействие торговле людьми и т.п.).
Он обращает внимание не только на тот факт, что решение о блокировании принимают «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного расследования, органы Комитета государственного контроля», но и на то, что поводом для внесения в «чёрный список» может стать простое заявление частного лица (пункт 18). «Потом это решение можно обжаловать. Но это перевёрнутая пирамида, – подчёркивает А.Бастунец. – На самом деле, решение о блокировании должно приниматься в судебном порядке, а не обжалование этого решения. Заложенный в постановлении порядок напрямую противоречит статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Беларусью. Это принципиальное нарушение свободы слова».
Бастунец считает: «В наших условиях вполне существует вероятность, что в договорных отношениях с поставщиками интернет-услуг ограничение доступа к "неправильной" информации просто будут навязывать при заключении договора». Таким образом, контент-фильтрация будет использоваться для борьбы не с преступлениями, а с инакомыслием, с распространением информации, которая не по нраву властям.
Текст документа:
ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами
На основании абзаца четвертого пункта 13 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2010 г.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением устанавливается порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, в том числе содержание которой направлено на:
осуществление экстремистской деятельности;
незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых,токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
содействие незаконной миграции и торговле людьми;
распространение порнографических материалов;
пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством (далее – информация, запрещенная к распространению).
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 1/11368), Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 года “Об электросвязи” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 122, 2/1142), Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об информации, информатизации и защите информации“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552), а также следующие термины и их определения:
идентификатор интернет-ресурса – IP-адрес, доменное имя, URLили часть содержания интернет-ресурса , позволяющие идентифицировать интернет-ресурс (адрес в сети Интернет);
интернет-ресурс – ресурс, функционирующий в сети Интернет и предназначенный для информационного обмена;
списки доступа – списки открытого и ограниченного доступа;
список ограниченного доступа – список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым может быть ограничен;
список открытого доступа – список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым не может быть ограничен.
3. Поставщики интернет-услугпо запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей к
информации, запрещенной к распространению (далее – услуги по ограничению доступа).
Государственным органам и организациям, а также организациям образования, культуры услуги по ограничению доступа оказываются в обязательном порядке без запроса.
Ограничение доступа не производится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам прокуратуры и предварительного расследования, органам Комитета государственного контроля, налоговым органам, судам, а также иным органам и организациям, определяемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – ОАЦ).
4. Поставщики интернет-услуг обеспечивают предоставление услуг по ограничению доступа на основании списков доступа, формируемых в установленном порядке Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией, и списков доступа, формируемых поставщиком интернет-услуг самостоятельно.
5. Поставщики интернет-услуг вправе оказывать по договору с пользователем интернет-услуг другие услуги, связанные с ограничением доступа (межсетевое экранирование, антивирусная защита и т.д.).
6. Поставщики интернет-услуг могут непосредственно оказывать услуги по ограничению доступа или предоставлять такие услуги по договору с другими поставщиками интернет-услуг национального сегмента сети Интернет.
7. Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами, руководители компьютерных клубов и Интернет-кафе либо уполномоченные ими лица обеспечивают возможность оказания услуг по ограничению доступа.
8. Контроль за оказанием услуг по ограничению доступа к информации, запрещенной к распространению, осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
9. Поставщики интернет-услуг несут ответственность в соответствии с законодательными актами за невыполнение требований по ограничению доступа к информации, запрещенной к распространению.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СИСТЕМЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА И ПОСТАВЩИКАМ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ
10. Программно-техническая система, обеспечивающая оказание услуг по ограничению доступа (далее – система ограничения доступа), должна обеспечивать функции ограничения доступа пользователей к интернет-ресурсам по идентификаторам интернет-ресурсов, содержащимся в списке ограниченного доступа.
11. Система ограничения доступа должна обеспечивать приоритет списков открытого доступа над списками ограниченного доступа.
12. Поставщики интернет-услуг, непосредственно оказывающие услуги по ограничению доступа, обязаны:
ввести в эксплуатацию систему ограничения доступа и обеспечить ее качественное функционирование;
определить лиц, ответственных за функционирование системы ограничения доступа;
обеспечить возможность настройки системы ограничения доступа только из внутреннего сегмента сети поставщика интернет-услуг;
осуществлять документирование изменений конфигурации системы ограничения доступа и хранить указанную информацию не менее 3 лет;
незамедлительно устранять требования Министерства связи и информатизации и ОАЦ, связанные с оказанием услуг по ограничению доступа.
13. Поставщики интернет-услуг, непосредственно оказывающие услуги по ограничению доступа или предоставляющие такие услуги по договору с другими поставщиками интернет-услуг национального сегмента сети Интернет, обязаны в месячный срок с начала оказания услуг по ограничению доступа письменно уведомить ОАЦ об организационных и программно-технических решениях, используемых для оказания данных услуг, логической топологии информационной сети и места подключения системы ограничения доступа, а также об изменениях данных решений.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ДОСТУПА
14. Список ограниченного доступа формируется Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании решений руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговых органов , принятых в пределах их компетенции, об ограничении доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению.
О принятом решении направляется соответствующее уведомление в Министерство связи и информатизации либо уполномоченную им организацию.
В уведомлении указывается:
идентификаторы интернет-ресурса, доступ к которому подлежит ограничению;
основания для ограничения доступа со ссылкой на норму законодательного акта, в соответствии с которой информация запрещается к распространению.
Уведомления, оформленные с нарушением требований, предусмотренных частью третьей настоящего пункта, подлежат возврату без исполнения с указанием причин возврата.
15. Ответственность за законность и обоснованность решения о включении идентификаторов интернет-ресурса в список ограниченного доступа, а также за их нахождение и уведомление о необходимости исключения из данного списка возлагается на уполномоченный государственный орган, принявший решение об ограничении доступа.
16. В случае, если отпали основания для нахождения идентификаторов интернет-ресурса в списке ограниченного доступа, уполномоченный государственный орган, принявший решение о включении их в данный список, принимает решение об отмене ограничения доступа.
О принятом решении направляется соответствующее уведомление в Министерство связи и информатизации либо уполномоченную им организацию.
17. Список открытого доступа формируется Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией по предложениям уполномоченных государственных органов.
18. Юридические лица, их филиалы и представительства, а также индивидуальные предприниматели и граждане вправе обращаться в уполномоченные государственные органы с предложениями об ограничении доступа к интернет-ресурсам.
19. Списки доступа Министерства связи и информатизации либо уполномоченной им организацией поставщикам интернет-услуг размещаются на официальном сайте Минсвязи (или уполномоченной организации).
20. Поставщики интернет-услуг обязаны вносить необходимые изменения в обслуживаемую ими систему ограничения доступа.
21. Сведения о нахождении идентификаторов интернет-ресурса в списках доступа, а также наименования уполномоченных государственных органов, по решениям которых они были включены в данные списки и основаниях принятия таких решений предоставляются Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией по запросам юридических лиц, их филиалов и представительств, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.
22. Действия уполномоченных государственных органов, связанные с формированием списков доступа, могут быть обжалованы в судебном порядке.
А что получается в действительности?
Проект постановления комментирует Евгений С., юрист одной из компаний, плотно связанной с Интернетом: «В новом проекте постановления присутствует так называемый "китайский файрволл", т.е. контент-фильтрация: в качестве "идентификатора интернет-ресурса" может использоваться, в числе прочего, "часть содержания интернет-ресурса", и этот "идентификатор" может включаться в список ограниченного доступа.
Есть понятия "чёрного" и "белого" списков ("списка ограниченного доступа"). Причём последний будет доступен только для провайдеров, а остальным (гражданам и организациям) информация будет предоставляться только по запросу по отношению к конкретному ресурсу.
Пункт 4: "Поставщики интернет-услуг обеспечивают предоставление услуг по ограничению доступа на основании списков доступа, формируемых в установленном порядке Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией, и списков доступа, формируемых поставщиком интернет-услуг самостоятельно". Из этого можно заключить, что, помимо государственного списка, провайдер обязан за свой счёт вести собственный список, при этом именно он отвечает за полноту такого списка.
В пункте 2 постановления говорится: "интернет-ресурс – ресурс, функционирующий в сети Интернет и предназначенный для информационного обмена". Хотелось бы, чтобы определение интернет-ресурса, важное в практическом плане, не определяло бы "подобное через подобное", а давало бы ответ какой конкретно объект можно считать отдельным интернет-ресурсом. Например, относятся ли к интернет-ресурсам страницы сайтов, расположенные на доменах третьего и последующих уровней (в том числе в случаях, когда у таких страниц иной владелец).
"Органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговые органы" самостоятельно принимают решения о блокировке интернет-ресурсов, а Минсвязи только вносит их в "чёрный список".
Если это постановление будет принято, Беларуси потом придётся расхлёбывать это долго. А на Западе наша страна опять станет жупелом. За державу обидно».
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов, юрист Андрей Бастунец уверен, что решения о блокировке интернет-ресурсов могут приниматься отнюдь не только на основаниях, явно перечисленных в постановлении (распространение порнографии, пропаганда насилия и жестокости, содействие торговле людьми и т.п.).
Он обращает внимание не только на тот факт, что решение о блокировании принимают «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного расследования, органы Комитета государственного контроля», но и на то, что поводом для внесения в «чёрный список» может стать простое заявление частного лица (пункт 18). «Потом это решение можно обжаловать. Но это перевёрнутая пирамида, – подчёркивает А.Бастунец. – На самом деле, решение о блокировании должно приниматься в судебном порядке, а не обжалование этого решения. Заложенный в постановлении порядок напрямую противоречит статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Беларусью. Это принципиальное нарушение свободы слова».
Бастунец считает: «В наших условиях вполне существует вероятность, что в договорных отношениях с поставщиками интернет-услуг ограничение доступа к "неправильной" информации просто будут навязывать при заключении договора». Таким образом, контент-фильтрация будет использоваться для борьбы не с преступлениями, а с инакомыслием, с распространением информации, которая не по нраву властям.
Текст документа:
ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами
На основании абзаца четвертого пункта 13 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2010 г.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением устанавливается порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, в том числе содержание которой направлено на:
осуществление экстремистской деятельности;
незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых,токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
содействие незаконной миграции и торговле людьми;
распространение порнографических материалов;
пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством (далее – информация, запрещенная к распространению).
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 1/11368), Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 года “Об электросвязи” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 122, 2/1142), Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об информации, информатизации и защите информации“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552), а также следующие термины и их определения:
идентификатор интернет-ресурса – IP-адрес, доменное имя, URLили часть содержания интернет-ресурса , позволяющие идентифицировать интернет-ресурс (адрес в сети Интернет);
интернет-ресурс – ресурс, функционирующий в сети Интернет и предназначенный для информационного обмена;
списки доступа – списки открытого и ограниченного доступа;
список ограниченного доступа – список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым может быть ограничен;
список открытого доступа – список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым не может быть ограничен.
3. Поставщики интернет-услугпо запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей к
информации, запрещенной к распространению (далее – услуги по ограничению доступа).
Государственным органам и организациям, а также организациям образования, культуры услуги по ограничению доступа оказываются в обязательном порядке без запроса.
Ограничение доступа не производится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам прокуратуры и предварительного расследования, органам Комитета государственного контроля, налоговым органам, судам, а также иным органам и организациям, определяемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – ОАЦ).
4. Поставщики интернет-услуг обеспечивают предоставление услуг по ограничению доступа на основании списков доступа, формируемых в установленном порядке Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией, и списков доступа, формируемых поставщиком интернет-услуг самостоятельно.
5. Поставщики интернет-услуг вправе оказывать по договору с пользователем интернет-услуг другие услуги, связанные с ограничением доступа (межсетевое экранирование, антивирусная защита и т.д.).
6. Поставщики интернет-услуг могут непосредственно оказывать услуги по ограничению доступа или предоставлять такие услуги по договору с другими поставщиками интернет-услуг национального сегмента сети Интернет.
7. Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами, руководители компьютерных клубов и Интернет-кафе либо уполномоченные ими лица обеспечивают возможность оказания услуг по ограничению доступа.
8. Контроль за оказанием услуг по ограничению доступа к информации, запрещенной к распространению, осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
9. Поставщики интернет-услуг несут ответственность в соответствии с законодательными актами за невыполнение требований по ограничению доступа к информации, запрещенной к распространению.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СИСТЕМЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА И ПОСТАВЩИКАМ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ
10. Программно-техническая система, обеспечивающая оказание услуг по ограничению доступа (далее – система ограничения доступа), должна обеспечивать функции ограничения доступа пользователей к интернет-ресурсам по идентификаторам интернет-ресурсов, содержащимся в списке ограниченного доступа.
11. Система ограничения доступа должна обеспечивать приоритет списков открытого доступа над списками ограниченного доступа.
12. Поставщики интернет-услуг, непосредственно оказывающие услуги по ограничению доступа, обязаны:
ввести в эксплуатацию систему ограничения доступа и обеспечить ее качественное функционирование;
определить лиц, ответственных за функционирование системы ограничения доступа;
обеспечить возможность настройки системы ограничения доступа только из внутреннего сегмента сети поставщика интернет-услуг;
осуществлять документирование изменений конфигурации системы ограничения доступа и хранить указанную информацию не менее 3 лет;
незамедлительно устранять требования Министерства связи и информатизации и ОАЦ, связанные с оказанием услуг по ограничению доступа.
13. Поставщики интернет-услуг, непосредственно оказывающие услуги по ограничению доступа или предоставляющие такие услуги по договору с другими поставщиками интернет-услуг национального сегмента сети Интернет, обязаны в месячный срок с начала оказания услуг по ограничению доступа письменно уведомить ОАЦ об организационных и программно-технических решениях, используемых для оказания данных услуг, логической топологии информационной сети и места подключения системы ограничения доступа, а также об изменениях данных решений.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ДОСТУПА
14. Список ограниченного доступа формируется Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании решений руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговых органов , принятых в пределах их компетенции, об ограничении доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению.
О принятом решении направляется соответствующее уведомление в Министерство связи и информатизации либо уполномоченную им организацию.
В уведомлении указывается:
идентификаторы интернет-ресурса, доступ к которому подлежит ограничению;
основания для ограничения доступа со ссылкой на норму законодательного акта, в соответствии с которой информация запрещается к распространению.
Уведомления, оформленные с нарушением требований, предусмотренных частью третьей настоящего пункта, подлежат возврату без исполнения с указанием причин возврата.
15. Ответственность за законность и обоснованность решения о включении идентификаторов интернет-ресурса в список ограниченного доступа, а также за их нахождение и уведомление о необходимости исключения из данного списка возлагается на уполномоченный государственный орган, принявший решение об ограничении доступа.
16. В случае, если отпали основания для нахождения идентификаторов интернет-ресурса в списке ограниченного доступа, уполномоченный государственный орган, принявший решение о включении их в данный список, принимает решение об отмене ограничения доступа.
О принятом решении направляется соответствующее уведомление в Министерство связи и информатизации либо уполномоченную им организацию.
17. Список открытого доступа формируется Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией по предложениям уполномоченных государственных органов.
18. Юридические лица, их филиалы и представительства, а также индивидуальные предприниматели и граждане вправе обращаться в уполномоченные государственные органы с предложениями об ограничении доступа к интернет-ресурсам.
19. Списки доступа Министерства связи и информатизации либо уполномоченной им организацией поставщикам интернет-услуг размещаются на официальном сайте Минсвязи (или уполномоченной организации).
20. Поставщики интернет-услуг обязаны вносить необходимые изменения в обслуживаемую ими систему ограничения доступа.
21. Сведения о нахождении идентификаторов интернет-ресурса в списках доступа, а также наименования уполномоченных государственных органов, по решениям которых они были включены в данные списки и основаниях принятия таких решений предоставляются Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией по запросам юридических лиц, их филиалов и представительств, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.
22. Действия уполномоченных государственных органов, связанные с формированием списков доступа, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Ну где то так.