Основные положения:
Аниме (именно так, а не анимэ, и не ониме! - ибо это японское слово произошло от английского "animation") - общее название для всей японской (и отчасти - корейской) анимации. От всей прочей анимации аниме отличается в первую очередь многочисленными особенностями как в самом изображении персонажей, так и в смысловом наполнении произведений, а также собственной субкультурой, имеющей разнообразные традиции, символы и знаки - и обширнейшим фэндомом по всему миру. Аниме - это анимированная манга. Раньше рисованные мультфильмы называли TV manga или manga eiga. Манга с давних времен является любимым материалом для японских аниматоров с 70-х годов прошлого столетия. Зачастую аниме ощутимо расходится с сюжетом манги, которая является его основой и для того, чтоб понять происходящее, необходимо знание оригинала. Вершина популярности аниме припадает на конец 80-х годов ушедшего столетия. Позже аниме утратило былое значение под натиском компьютерных и видео игр. В большинстве своем аниме ориентировано на аудиторию, в которую попадают дети и подростки, так как коммерчески это более выгодно. Индустрия аниме всегда была коммерчески успешной частью манга-индустрии. Аниме для старшеклассников и студентов существует в небольшом количестве, но аниме для взрослых практически нет.
Онемэ - бытующее в русском аниме-фэндоме полупрезрительно-уничижительное обозначение описаний тех аниме-событий, тенденций и явлений, которые сделаны человеком, изначально не разбирающимся в сути предмета, но старающимся выглядеть знатоком. Перлы, создаваемые такими "онемэ-комментаторами", зачастую бессмертны и продолжают собственную жизнь вне воли их авторов. (Например: "Аниме - это китайские порномультики".)
Манга - в 1814 известный японский художник Хокусаи создал книгу черно-белых эскизов, которые он назвал "MANGA" (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью. "Роман в рисунках" был бы самым близким переводом слова манга, хотя они нисколько не похожи на романы в нашем понимании, и ни в коей мере несравнимы с западными комиксами. Манга охватывает очень широкий диапазон тем - от фантастики и приключений до спорта и кулинарии.Манга напрямую связана с аниме (у многих известных произведений одновременно присутствуют и аниме- и манга-версии), причём именно манга является сценарной основой для большинства аниме. Основное отличие манги от комиксов (помимо своего происхождения) - это тематическая ориентация манги в целом на более зрелого читателя. Нормальная ("неотзеркаленная") манга читается сверху вниз и справа налево, как и принято читать в Японии. Однако при переводе на английский и русский для удобства чтения мангу часто зеркалируют, что обычно указывается переводчиками в выходных данных.
Ранобэ ("raito noberu" как раз и означает дословно "light novel") - короткие повести (в основном для юношества), обычно хорошо иллюстрированные, часто выпускаются сериями. Аналогов в России нет. Наряду с мангой, ранобэ нередко служат сценарной основой для аниме (напр., как для FMP или SHnY). Обычно в ранобе текст занимает около 95% объёма произведения, остальное же - иллюстрации к нему.
Дорама (dorama, live action drama, live action) - японский телевизионный фильм или сериал с живыми актёрами. Достаточно часто дорамы снимаются на основе уже существующего аниме - и тогда они получают дополнительно к названию постфикс "Live Action".
Немного о субкультуре аниме:
Отаку (otaku) - изначально в Японии - "фанат", "ненормальный", "сумасшедший". В западном мире - а затем и у нас - это слово стало употребляться без негативного оттенка и в более узком смысле - "фанат, большой поклонник аниме". Соответственно, "отаковать" - значит делать из другого человека отаку.
Косплей - (costume play) - дословно "игра с переодеванием". Косплеи проводятся отаку по тем или иным популярным аниме: шьются специальные костюмы, максимально подгоняется внешность актёров-любителей под облик персонажей, проводятся фотосессии, - а затем часто разыгрываются сценки-представления, как повторяющие сюжет оригинальных историй, так и основанные на собственных задумках. Соответственно, "косплеить" - проводить косплей, участвовать в косплее, переодеваться каким-либо персонажем. Кросплейеры - люди, переодевающиеся в персонажей противоположного пола.
Додзинси (сокр. - "додзи") - неофициальное "творчество единомышленников". Так часто называют аниме-фанфики, созданные по мотивам известных произведений. В первую очередь додзинси - это манга, причём чаще всего она хентайная. В Японии создание и распространение додзинси является самым обычным бизнесом, а сами додзи - рядовой частью масс-культуры.(См., напр. "Doujin Work")
Маскот - символ чего-либо, персонаж аниме или фантастический зверёк. Огромное количество японских компаний имеет своих маскотов, да и весь остальной мир эта традиция не обошла стороной (вспомните нашего олимпийского Мишку!). Некоторые аниме также имеют своих маскотов, в других ("REC", "PlaneteS") маскот-культура обыгрывается с комической стороны.
Моэ - влечение к тому или иному (анимешному - и не только) фетишу, или сам фетиш, к которому испытывается страстный интерес. Возглас "Моэ!" часто означает восхищение, удовольствие, получаемое от увиденного объекта или какой-то его черты, являющейся фетишем для данного человека. Также на Западе часто называют словом "моэ" то, что у нас принято обозначать термином "кавай".
Аниме по формату бывает:
Сериал - аниме, предназначенное для показа по ТВ. Чаще всего такие аниме состоят из одного/нескольких одинарных или двойных сезонов; причём каждая серия укладывается в рамки 23 плюс-минус пару минут. Поскольку серии делаются потоком и выпускаются по одной в неделю, то зачастую рисовка и анимация в сериалах самые простые из всех приемлемых; однако сюжет в рамках данного формата аниме получает максимальные возможности для развития.
OVA / OAV (Original Video Animation / Original Animation Video) - аниме, предназначенное для распространения на электронных носителях (изначально - VHS, сейчас же - DVD). Такие аниме выходят нерегулярно, в зависимости от возможностей студии-производителя; однако качество графики в ОВА-шках в среднем выше сериальной. Чаще всего ОВА - это 1-2-3-4-5-6 серий с произвольной длительностью (от 20 минут до часа и даже более), однако известны и ОВА-шки, состоящие более чем из 100 серий ("Legend of Galactic Heroes").
Полнометражный фильм - аниме, изначально предназначенное для просмотра в кинотеатрах. Полнометражки обычно "заточены" под голливудский формат фильма (1,5-2 часа), в среднем имеют наилучшую степень прорисовки и анимации, но при этом в силу своего формата часто страдают упрощением сюжетных линий.
Короткометражный фильм - короткие аниме, предназначенное для показа в кинотеатрах в одном блоке с другими такими же короткометражками. Как правило, это либо дебютные творения малых студий и отдельных аниматоров, либо эксперименты больших студий, либо изначально артхаусные работы. Короткометражки по прорисовке и анимации зачастую не уступают полнометражным фильмам (напр., как широко известные "Hoshi no Koe" и "Pale Cocoon").
ONA (Original Net Animation) - микроаниме (обычно серии по 5-10 минут, но бывают и до получаса), предназначенные для распространения только через сеть интернет. Это самый молодой тип аниме, и единого стандарта для него ещё не существует.
Сезон - группа серий аниме-сериала, последовательно показанная по ТВ. Как правило, серии в рамках одного сезона сюжетно тесно связаны друг с другом. Простой одинарный сезон - это 13 серий (иногда 12 или 14, реже - 11 и 10), двойной сезон - это 26 серий (но встречаются и 25, и 24, и даже 23 и 22). Бывают и сериалы с бОльшим количеством последовательно идущих сезонов: три (39, 37 серий), четыре (52, 50), и далее. Самый длинный аниме-сериал на сегодня ("Садзае-сан", аналог отечественных "Спокойной ночи, малыши") насчитывает более 2000 серий и продолжает транслироваться.
Онгоинг (ongoing) - сериал, который производится и/или показывается в настоящий момент, т.е. ещё не закончен.
Спешал (special) - как правило, это либо полноценный (хотя и проходной, часто находящийся в середине) эпизод сериала, либо неполноценное, иногда даже шуточное/пародийное дополнение к нему. Спешалы не показываются по ТВ и идут обычно только на официальном DVD, их функция - мотивация фанатов к покупке данного сериала на DVD - уже после просмотра его на ТВ. (Иногда спешалы идут в подарок с тем или иным комплектом анимешной атрибутики - для поднятия её продаж). Как правило, просмотр спешала не требуется для общего понимания сериала, однако... отаку голосуют за!
Омаке (omake) - официальные дополнения к аниме, идущие вместе с ним на DVD-диске, но не являющиеся непосредственной частью аниме и не касающиеся персонажей и развития сюжета: это могут быть интервью с его создателями, живые картинки из студии, в том числе и с выступлениями сейю, зарисовки из их реальной жизни, всевозможные бонусные материалы вроде опенингов и эндингов (как с титрами так и без), трейлеров и тизеров, собрания айкетчей (полутора-двухсекундных пар роликов-отбивок, обрамляющих блок рекламы внутри каждой серии), и т.п. Омаке часто путают со спешалом, особенно в англоязычном секторе аниме-фэндома; к тому же традиционно релизеры и базы данных по всему миру маркируют файлы омаке как файлы спешалов.
Флешбек (flashback) - момент в аниме (серия, часть серии, несколько серий подряд), когда сюжет обращается к описанию событий, случившихся задолго до основной временной линии повествования (или задолго до событий, с которых начинается само аниме) - не путать с рекапом и филлером! Часто сюжетно флешбек реализуется через отсылку к воспоминаниям персонажей.
Рекап (recap) - часть серии (иногда вся серия или даже несколько серий подряд), вкратце описывающая события предыдущей серии (или сразу нескольких серий) - не путать со флешбеком и филлером! Отдельные серии-рекапы используются для того, чтобы дать семидневную передышку студии в бесконечной гонке "одна неделя - одна серия", а также для того, чтобы элементарно напомнить зрителю события сериала, о которых он успел позабыть за несколько месяцев, прошедших со времени начала показа.
Филлер - (буквально: filler - "наполнитель") - серия (или несколько серий подряд), вынужденно потраченная не на развитие основной сюжетной линии, а на блуждания "вокруг да около" - не путать с рекапом и флешбеком! Чаще всего филлеры рисуются для известных аниме на основе манги, в которых выход манги не успевает за выходом аниме. В таком случае в самих филлерах с героями происходят события, конечный результат которых с точки зрения сюжета обычно является нулевым. Случается также встретить филлеры и в самых рядовых сериалах - когда общая длительность сериала, заданная ТВ-форматом сезона, превышает необходимое для развития сюжета количество серий. Однако в целом, несмотря на общее к ним негативное отношение аудитории, филлеры позволяют показать персонажей в нестандартных ситуациях и раскрыть их с неожиданной стороны - это единственное оправдание их существованию в аниме.
Арк (арка) - часть сериала, сюжетно отделённая от остальных частей (временем или местом действия, героями, самими событиями, описываемыми в ней).
Гайден (gaiden, side-story, spin-off) - спин-офф, короткая арка (обычно описывается в спешалах или продолжениях-овашках), существенно отклоняющаяся в сторону от основного сюжета.
Немного о стандартных типах персонажей в аниме:
Сэмэ (яп.: "нападающий") - персонаж, играющий активную роль в яойной паре. Как правило, он традиционно изображается существенно выше ростом.
Укэ (яп.: "принимающий") - персонаж, играющий пассивную роль в яойной паре, однако часто являющийся инициатором связи. По традиции, он всегда ниже ростом.
Бисёнён (яп.: "очень красивый юноша") - расхожий штамп сёдзё, красавчик, обаяшка, любимец противоположного пола, наполненный под завязку всеми возможными достоинствами, включая некоторый намёк на распутность.
Бисёдзё (яп.: "очень красивая девушка") - аналог бисёнёна, только женского пола. Этот термин и типажи, на которых он основан, встречаются значительно реже.
Цундере - тип персонажа, изначально энергично выражающего грубость, неприязнь, и даже иногда агрессию, отвращение, активное пренебрежение к объекту своей любви - и лишь потом, по ходу действия, нам открывается его внутренняя нежная и ранимая суть (т.е. классическое "сначала бьёт, потом любит").
Соответственно, цундерекко - это девочка-цундере (наиболее яркий пример - Аска Сорью Лэнгли).
Яндере - тип персонажа, внешне уравновешенного, милого, тихого и спокойного, иногда даже стеснительного, но скрывающего внутри себя клокочущую бурю сильных эмоций и чувств, а зачастую - и прячущего за внешним "я" другую, тёмную сторону своей личности.
Соответственно, яндерекко - это девочка-яндере (не смотрите "Higurashi" - там они все такие!)
Нэка (яп.: "neko" - кошка) - тип антропоморфного кавайного персонажа, сочетающего в себе исходную человеческую природу и отдельные черты того или иного животного (как правило: ушки, хвост, лапки и некоторые особенности в поведении, всё остальное встречается намного реже). Нэки практически всегда женского пола, мужские варианты очень редки - только в произведениях, полностью или почти полностью состоящих из нэк. Нэки чрезвычайно популярны в среде отаку, ибо трудно оставаться равнодушным к несомому ими ударному заряду кавайности. ^-^
Однако всё же правильное название нэк - кемономими (kemonomimi); нэка же - просто сокращение самого популярного их вида - нэкомими (nekomimi), т.е. девочки-кошки.
Помимо самих нэкомими, кемономими бывают:
Усагимими / усамими (usagimimi / usamimi) - девочки-зайчики.
Инумими (inumimi) - люди-пёсики.
Кицунемими (kitsunemimi) - девочки-лисы.
Волчьи, птичьи, обезьяньи и прочие черты тоже встречаются среди нэк, но значительно реже.
Меганекко (яп.: "meganekko" - девочка в очках) - ставший уже классическим заштампованный донельзя образ скромной, стеснительной, послушной, милой девочки-отличницы (обычно с большим бюстом впридачу). Школьные аниме, гаремники, эччи и хентай практически всегда включают как минимум по одному персонажу этого типа.
Мэйдо - служанка, работница по дому. Мэйдо легко распознать - в аниме она всегда появляется в той или иной вариации наряда горничной. Популярный штамп, символизирующий послушную, услужливую и отчасти подчинённую и преданную героиню, часто встречается в сёнён-аниме, в моэ, в гаремниках и особенно часто - в эччи и хентае.
Немного о стандартных приёмах рисовки в аниме:
Супердеформед (super deformed) - общепринятый стиль в японском искусстве (не только в аниме), подразумевающий изображение человека в непропорциональном виде, "деформированном" виде.
Чиби (Тиби) - один из вариантов супердеформеда, в котором персонажи рисуются с непропорционально большой головой, обычно равной по размеру всему остальному телу. Чибики в аниме и манге обычно используются для усиления комической составляющей сюжета, ибо замена персонажа его собственным чибиком чаще всего означает проявление в нём детских черт, детского поведения, обычно не свойственного этому герою (как например в "KareKano").
Эмотикон - символьный знак в аниме и манге, отражающий эмоцию персонажа, появляющийся либо на самой фигуре персонажа (чаще всего - на голове), либо непосредственно рядом с ней. Эмотиконы могут изображать недоумение/непонимание/потерянность/ошеломлённость (капля), раздражение (несколько волнистых линий), злость/ярость/бешенство (крест, составленный из четырёх уголков), озарение (восклицательный знак) и прочее - причём чаще всего они интуитивно понятны зрителю и не нуждаются в особом истолковании. В более широком смысле под термином эмотикон понимают: а) всё многообразие японских смайликов б) всё многообразие символики, передающей эмоциональность общающихся в сети.
Суперфлэт (superflat) - движение в послевоенном японском искусстве, распространившееся в том числе на мангу и аниме. Работы, исполненные в этом стиле, чаще всего характеризуются отрицанием устоявшихся канонов кавайности персонажей, изображением их тел (и особенно - черт лица) в гротескной и диспропорциональной манере. (Например, среди аниме это "Noein", некоторые срединные серии "Eureka seveN" и "Welcome to NHK", седьмой эпизод "Аниматрицы"). Относительно данного стиля прорисовки существует множество шуток, высмеивающих попытки оправдать "криворукость китайских субподрядчиков-аниматоров" созданием якобы нового стиля в аниме, но истина, скорее всего, где-то посередине.
Ахоге (ahoge) - непослушная, "торчащая" прядь волос на голове у аниме-персонажа, часто используется для того, чтобы подчеркнуть некоторую несерьёзность, "детскость" героя. Две торчащие в разные стороны пряди чаще всего называют "антеннками".
Оданго (odango, odango atama) - особенность дизайна прически некоторых героинь аниме и манги, заключающаяся в том, что волосы персонажа по бокам заколоты наподобие двух шариков с косичками.
Бакуню (bakunyuu) - художественный стиль изображения женских персонажей с преувеличенным (иногда - даже за гранью реальности) размером бюста. Классическое поле действия бакуню-персонажей - естественно, хентай.
Немного о манге и официальной графике:
Амикоми (аmecomi) - производное от словосочетания " Американские комиксы", что подразумевает под собой как сами американские комиксы, так и приемы, применяемые при их рисовании их рисования. Слово manga никогда не применяется для их описания. В Японии популярными являются некоторые амекоми, такие как "Superman" и "Spiderman", но в большинстве своем американские комиксы не вызвали у японских любителей комиксов никакого интереса.Долгое время манга и amecomi практически не пересекались. Японцы считают что amecomi однообразные и достаточно сложные для восприятия, чего не скажешь о манге, для "чтения" которой необходимо около 15-20 сек. на страницу. Фанаты манги почти не признают amecomi.
Айзобан (aizouban) - коллекционное издание манги, обычно выпускаемое ограниченным тиражом с дополнительными бонусами ("омаке").
Артбук - официальное издание арта к аниме в виде художественного альбома, чаще всего представляет собой высококачественную полиграфию, источником графики для которого служат кадры из аниме, а также (обычно) черновые/рабочие наброски аниматоров, и в редких случаях - отдельные удачные работы фанатов.
Бункобан - том манги меньшего размера, но с более качественной полиграфией.
Гекига (gekiga) - манга, подчёркнуто реалистичный стиль рисовки которой отличается от общепринятого анимешного стандарта (например, нормальными пропорциями тела и лица человека).
Додзинсика (doujinshi-ka) - автор додзинси.
Gensaku-sha - писатель, пишущий сценарии для манги. Прибыль от продажи готовой манги обычно делится поровну между gensaku-sha и manga-ka.
Ёнкома (yonkoma, 4-koma, strip comics) - 4-х кадровая манга упрощённой рисовки и зачастую комической направленности, читаемая сверху вниз. (Самая известная из ёнком - "Azumanga Daioh!")
Канзенбан (kanzenban) - полное собрание манги.
Манва, манхва (manhwa) - корейские комиксы. От манги отличаются тем, что читать их принято слева-направо.
Манхуа (manhua, man hua) - китайские комиксы.
Маджонг (Мah-jong / maajan) - целый жанр, посвященный китайской игре маджонг, которая завоевала популярность в Японии в 19 веке. Маджонг-манга появилась в конце 70-х годов двадцатого века и рассчитана, в основном, на 18-25 летних.
Мангака (Manga-ka) - любой, кто создает мангу, манга-художник. Обычно отвечает за раскадровку, наброски, разработку образов и руководит помощниками (assistants), контролируя их работу. Кроме того, большинство мангака сами придумывают истории и диалоги для своей манги, не прибегая к услугам gensaku-sha. Уровень профессионализма мангака часто определяется по количеству одновременно создаваемый им произведений. В Японии многие мангака являются знаменитостями, популярность которых сопоставима с известностью режиссеров и писателей на западе. Часто мангака пользуются псевдонимами. Они получают высокую оплату за свой труд, особенно если их манга легла в основу аниме, или тиражируется другими способами. Такая ситуация объясняется тем, что издатели зарабатывают миллионы йен с каждой манги, ставшей хитом.
Помощник (Assistant) - обычно у мангака помощники (один или несколько), которые помогают ему в создании манги. В их обязанности обычно входит черновая работа (подготовка эскизов, обводка, наложение текстур и пр.) При приеме помощника на работу его обычно просят показать свои манга-работы. Как и принято у японцев, когда вопрос стоит о традиционных японских искусствах, помощник в течение нескольких лет перенимает опыт наставника. Со временем многие из помощников стают профессионалами, при этом часто стиль их работы очень похож на стиль их учителя. Часто высококвалифицированные помощники объединяются в "студии" и становятся "консультантами".
Оэкаки (oekaki) - изначально - наброски дизайнов персонажей, прикладываемые создателями в качестве бонусов к издаваемым томам манги. В настоящий момент под этим словом чаще всего понимаются встроенные в имаджборды графические редакторы, позволяющие онлайн сотворить относительно несложный арт - и разместить его тут же, на имаджборде.
Редикоми (redicomi, ladies' comics) - японское название дзёсэй-манги.
Танкобон (Tankoubon) - книга манги, буквально "Отдельный том". Такое издание обычно появляется после выхода манги в серии журналов и содержит сразу несколько серий. Большинство tankoubon выходят в мягкой обложке и содержат около 200 черно-белых страниц. Продажи таких книг приносят издательствам большую часть прибыли, в то время, как журналы лишь при большом тираже окупают затраты на их производство. Однако журналы могут содержать короткие истории или цветные страницы, которые могут и не войти в tankoubon. Слово komikkusu (от английского comics) иногда используется вместо tankoubon, хотя komikkusu обычно не используется для обозначения западных комиксов.
Танкобонное издание - переиздание журнальной манги в книжном формате.
Кодомо-манга / Детская манга (Kodomo-manga ) - по большей части проста и непретенциозна, рассчитана на 6-11 летних. В этом жанре популярны истории с участием роботов и сказки в стиле фэнтэзи, которые, по западным меркам, содержат очень много насилия. Популярные манги этого жанра почти всегда выходят в виде аниме и сопровождаются выпуском различных игрушек, сувениров и другой сопутствующей продукции, пользующейся большим спросом. Стили и клише kodomo иногда используются для создания комического эффекта в других жанрах манги.
Дзёсэй (Josei) - манга, предназначенная для женщин старше 20 лет, в основном домохозяек и секретарш. Их можно сравнивать с любовными романами на западе. Доля Josei все время растет.
Сэйнэн-манга (Seinen-manga) - есть два значения этого термина: Первое - "юноша", или "молодой человек". Основные читатели 18-25 летние мужчины, хотя имеются поклонники и более старшего возраста. По сравнению с shounen-manga, которая предназначена для более молодых читателей, seinen-manga содержит больше секса и насилия, и при этом менее комична. Если сюжеты в подростковой манге - школа и спорт, то здесь события разворачиваются в мире служащих, студентов и безработных. Особенно популярны повествования на политические или корпоративные темы, но есть и seinen-manga оккультной и фантастической тематики. Второе значение - "взрослый", то есть синоним для хентай.
Сёдзё-манга (Shoujo-manga) - shoujo - девочка. Манга для девочек. Рассчитана на аудиторию в возрасте от 6 до 18 лет. Эта классификация не основана на особом стиле или художественных особенностях - если издатель считает, что манга понравится девочкам, то это уже является поводом отнести ее к shoujo-манге. (Естественно, девочки не ограничивают себя shoujo-мангой, многие являются поклонницами манги, предназначенной для мальчиков). Некоторые отличительные черты - в ней меньше действия, но больше романтических образов, атмосферы, настроения; также уделяется много внимания к деталям одежды, прически. Bishoujo - красивая девочка. Пример: Bishoujo Senshi Sailormoon - Прекрасная Воительница Сейлормун. Сейлор Мун вообще типичный пример "манги для девочек". Большинство художников shoujo-manga - женщины.
Сёнэн - манга (Shounen-manga ) - shounen (сёнен) - "мальчик" или "юноша". Первые манга, получившие широкую известность и выпущенные в формате "телефонной книги" были нацелены на shounen-аудиторию. В настоящее время этот жанр манга пользуется самой большой популярностью в Японии, причем не только среди юношей, но и среди взрослых и девушек-подростков. Bishounen (бисёнен) - "красивый мальчик", встречается во всех жанрах manga и anime и может быть весьма мужественным, совсем не обязательно "женоподобным", но чаще всего bishounen - главный герой shounen ai и yaoi.
Компьютерная графика (CG, Computer Graphics) - в наши дни создатели манги часто используют разные графические пакеты для создания своих шедевров, а современное аниме просто нераздельно связано с компьютером. Появление мощных персональных компьютеров произвело революцию в производстве манга, хотя результат применения компьютерной графики и не бросается в глаза. Современное аниме также широко использует компьютеры. Например, в аниме "Принцесса Мононоке" с помощью компьютера были смоделированы движения персонажей, просчитаны перспективы и заполнение цветом, а также множество спецэффектов. Другой известный мультфильм "Serial Experiments Lain" представляет собой блестящий результат объединения традиционной мультипликации и новейших компьютерных технологий.
Рынок комиксов (comiket) - сокращение от "comic market". Самая большая японская ярмарка манга-додзинси, которая проводится с конца 70-х годов два раза в год. В ней принимают участие до 20 000 продавцов. Полный каталог участников можно приобрести уже за несколько месяцев до начала ярмарки. Кроме неё в Японии есть еще несколько второстепенных рынков комиксов, которые не имеют такой популярности у издателей. Большинство додзинси, представленных на рынке, посвящено актуальным манга и аниме, но продаются также и додзинси, посвященные видео, играм, кино, попсе, технике, животным, романам, РПГ, и прочим радостям жизни.
G-pen, maru-pen - вставленные в деревянную ручку особой формы перья. Применяются для создания манги. Они быстро изнашиваются, поэтому мангака покупают их ящиками. Название g-pen происходит от g-образного углубления в основании пера. G-pen используются для обводки, maru - для рисования более тонких линий. Также популярны другие виды перьев - kabura и school-pen.
Kara-steeti - процесс создания образов для манги, аниме, кино, игр и т.п. Обычно включает в себя определение существенных физических и психологических черт персонажа, создание его костюма. Полное и сбалансированное описание героев - character.
-hoka - "А также", "... и другие". Используется для обозначения автора, внесшего вклад в антологию.
Немного о музыке в аниме:
BGM, Image album
BGM - сокращение от "Background Music". Другими словами, это музыка, играющая в аниме. В отличие от музыки в традиционной западной анимации, в аниме музыка может быть весьма сложной, и нести самостоятельную смысловую нагрузку. Созданием музыки для аниме занимаются многие талантливые японские композиторы, исполнители и певцы. Выпуск аниме может сопровождаться выходом огромного числа CD с саундтреком, от рока и попсы до эмбиента, классической и японской народной музыки. Например к сериалу Sailormoon было выпущено 28 компакт-дисков. ED - сокращение от "Ending music" - музыкальная тема в финале аниме. OP - сокращение от "Opening music" - музыкальная тема в начале аниме. Большинство успешных аниме сопровождаются выходом синглов с ED и OP. Image album - Компакт диск с "музыкой настроения" для какой-либо манги, (игры, романа и тд.) Ежегодно выпускаются сотни таких альбомов. Диски посвященные манге также могут обозначаться как "manga CD" или "drama CD".
OST (Original Sound Track) - оригинальный саундтрек к произведению - альбом или несколько альбомов.
OP (opening) - опенинг, т.е. сама композиция, открывающая произведение, а также видеоролик и/или клип с этой композицией, а также сингл с этой композицией.
ED (ending) - эндинг, т.е. сама композиция, закрывающая произведение, а также видеоролик и/или клип с этой композицией, а также сингл с этой композицией.
Character song (Image album) - специальная композиция или альбом таких композиций - что в настоящее время встречается чаще - выпускаемый в дополнение к саундтреку аниме, посвящённый отдельному персонажу или образу. Издаётся на отдельном диске. Как правило, если для аниме существуют "character song"-диски, то их сразу несколько, обычно 3-5, по числу главных персонажей (но, например, к SHnY их 9, а к Lucky Star - целых 13).
Drama CD - специальный альбом, выпускаемый в дополнение к саундтреку аниме, представляющий собой аудиопостановку, события которой либо полностью повторяют узловые сюжетные моменты аниме, либо частично вращаются вокруг них, при этом дополнительно раскрывая характеры персонажей. Озвучивают персонажей этих драм те же сейю, что озвучивали и героев аниме.
J-pop - дословно: японская поп-музыка. Весьма специфична, традиционно существенно отличается от западного и российского аналогов - в первую очередь ещё меньшим вниманием к вокальным данным исполнителя, большей привязанностью к электронной музыке и сложившейся системой по продвижению массы короткоживущих "идолов" во все слои культурной жизнии молодёжи.
J-rock - соответственно, японский рок. Отличается от британского так же сильно, как и русский, причём часто с ещё большим "сползанием" в область поп-музыки.
Идол (idol) - юная поп-звезда, привлекающая внимание зрителей своей внешностью, а не вокальными данными
J-Core - относительно новый термин для японской музыки в стиле Hardcore Techno и может быть использован для большого количества музыкальных стилей (таких, как gabba/gabber, happy gabber, happy hardcore, hardstyle, trancecore/freeform hardcore, speedcore, breakcore, noizecore и так далее). Компзиции в стиле J-Core довольно быстрые, с сильными басами. Треки часто содержат в себе семплы из аниме, видеоигр и фильмов. Иногда треки посвящены заметным событиям, произошедшим в интернете.
Lolicore-Под лоликором подразумевается либо японский электронный хардкор с анимешными сэмплами в духе DJ Sharpnel, либо музыка в диапазоне от нойзкора до брэйккора и даже эмбиента — Loli Ripe, Rorikiller, Lolita Vibrator Torture, The Guanoson.Тексты,как правило,отсутствуют.
Немного о переводе и озвучке:
Сэйю (Seiyuu) - голосовой актёр, чаще актриса. В Японии работа сэйю престижна и популярна, и во многом благодаря этому озвучивание аниме достигло поразительных высот качества. Лучшие сейю известны не меньше поп-идолов.
Рав (ров, равка, ровка) - (raw) - видеофайл с оригинальной озвучкой, без дополнений в виде иных звуковых дорожек и субтитров, оцифрованный непосредственно с DVD (реже) или HDTV - телевизионного канала высокой чёткости (чаще). В применении к манге рав - это чистый скан оригинала без каких-либо изменений.
Фандаб (фандаббинг) - дублирование японской звуковой дорожки русской дорожкой, сделанное энтузиастами-непрофессионалами.
Войсовер (voiceover) - способ фандаба, при котором русская звуковая дорожка накладывается поверх оригинальной, при этом практически её не заглушая. К сожалению, на сегодня это самый популярный и зачастую единственно возможный способ фандаба, что, наряду с его в целом посредственным качеством, служит причиной отказа основной массы анимешников от просмотра аниме с русской звуковой дорожкой.
Саб - субтитр.
Фансаб (фансаббинг, фэнсаб, фэнсаббинг) - дублирование оригинального звука субтитрами, сделанное энтузиастами-непрофессионалами. В настоящее время предпочитаемый метод просмотра аниме - русский фансаб с оригинальной японской звуковой дорожкой.
Ансаб (ensub) - субтитры исключительно на английском языке; а также видеофайл со вшитыми в него субтитрами на английском языке.
Хардсаб (hardsub) - "жёсткие субтитры", которые невозможно отделить от видеофайла без потери качества видео (.avi, .mp4 и др.).
Софтсаб (softsub) - "мягкие субтитры", располагающиеся в отдельном от видео файле (.srt, .ssa, .ass и др.)
Полусофт - .mkv-файлы, раздельно хранящие видео, звук и субтитры, и позволяющие относительно несложно отделить одно от другого без потери качества.
Полухард - .mkv-файлы, разновидность полусофта, в котором сам перевод серии хранится в отдельной дорожке субтитров, в то время как караоке для опенинга и эндинга "намертво" вшито в видео. Таким образом достигается экономия ресурсов для слабых машин, традиционно имеющих проблемы с воспроизведением караоке на экране.
Спидсаб (speedsub) - "быстрые субтитры", т.е. сделанные на скорую руку, без проверки качества - как правило - для популярной новинки.
Даб (dub) - дубляж, полная замена голосовой фонограммы. Иногда в дубляже также переозвучиваются песни. Отаку обычно не любят дубляжи, поскольку в них пропадает игра сэйю.
Сканлейтинг - перевод манги на другой язык, связанный с работой по замещению части графики манги (диалогов, звуков и звукоподражаний, надписей на японском) на соответствующую графику иного языка.
Сканлейты - переведённые с японского страницы манги.
Сканлятор - группа энтузиастов, сканирующая и переводящая мангу. Аналог фансабера в аниме. Узнать, чей перевод вы выкладываете, можно пролистав мангу - на скане титульной страницы, форзаца, первых страниц или последних обычно указывается группа-сканлятор. В случаях с мангой на русском/украинском есть два варианта: переводчик сам делал скан или переводил с готового английского/немецкого етц. В этом случае указываете автора(ов) перевода. Если сохранилась информация о первичном сканляторе - она только приветствуется в релизе.
Немного об AMV:
AMV (Anime Music Video) - аниме-клип, построенный на творчески скомпонованной нарезке кадров из одного или нескольких аниме, синхронизированно демонстрирующихся под музыкальную композицию. Во времена всеобщей компьютеризации AMV-шки стали относительно доступным для рядового зрителя способом отобразить чувства, испытанные от увиденного в аниме, т.е. этакой вторичной формой искусства.
GMV (Game Music Video) - полный аналог AMV, за тем исключением, что исходные видеофрагменты берутся из анимированных роликов преимущественно японских компьютерных игр.
AKROSS - крупнейший российский конкурс, проходящий ежегодно среди любителей AMV, на котором голосованием выбираются лучшие клипы российских авторов; одновременно сайт этого конкурса. (AMVNews - аналог)
VCA Award - крупнейшая и наиболее престижная мировая награда в аниме-клипмейкерстве, присуждается по номинациям открытым интернет-голосованием среди любителей всего мира. Клип, хотя бы даже просто номинировавшийся в одной из номинаций на VCA Award, считается отмеченным неким знаком качества.
Липсинк (lip-sync - дословно: "синхронизация губ") - один из способов синхронизации в AMV, позволяющий создать иллюзию того, что данный аниме-персонаж исполняет слова идущей параллельно музыкальной композиции.
Акынство (Акын - "что вижу, то и пою", т.н. "лирическая синхронизация") - способ подачи сюжета AMV, при котором действия на экране самым буквальным образом стараются повторить (визуализировать) текст музыкальной композиции, зачастую превращая этим сюжет самого AMV в череду бессмысленных и не связанных друг с другом событий. Акынство в меру многими считается приемлемым, но применённое чрезмерно, акынство убивает клип.
M@D AMV (MAD AMV) - трудоёмкое AMV, исполненное в высокопрофессиональной манере с применением сложных аглоритмов обработки изображений - и с его достройкой посторонними элементами неанимешной природы, в первую очередь массивами текста преимущественно на японском языке. Как правило, такие AMV делают сами японцы, причём исключительно на японскую музыку - и обычно на основе высококачественных исходников - будь то игры, аниме, или даже манга. При этом в M@D'е сама базовая картинка преображается настолько, что зачастую теряется её узнаваемость, ибо для данного типа работ связь с аниме часта, но вовсе не обязательна.
MEP AMV (Multy-Editor Project AMV) - многоавторские AMV-проекты, в которых группой авторов совместно создаётся единый AMV-файл большой длительности, но при этом сохраняется общность синхронизации и (по возможности) преемственность музыки, тематики и иногда даже сюжета. Обычно в MEP AMV каждый из участников делает свой небольшой AMV-кусочек по одному или нескольким избранным им аниме-источникам (этот кусочек редко когда превышает пару минут), придерживаясь изначально разработанного общего плана, после чего все фрагменты от разных авторов сводятся воедино координаторами проекта. Самыми известными сериями MEP AMV на сегодня являются пародийное AMV HELL, высокохудожественное RoS (Reflections of Style) и танцевальное DDR (Dance Dance Revolutuon).
Аниме по целевой аудитории бывает:
Кодомо - для маленьких детей | примерно до окончания младшей школы (1-6 классы – до 10-11 лет)
Сёнэн - для подростков-мальчиков | средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет)
Сёдзё - для подростков-девочек | средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет)
Сэйнэн - для молодых юношей/мужчин | колледж/университет (18-25 лет)
Дзёсэй - для молодых девушек/женщин | колледж/университет (18-25 лет)
Прочее:
Характер (Character) - иногда используется японское сокращение chara. Слово означает полный образ персонажа аниме, манги, кино или игры. Включает в себя детальное описание персонажа и его изображения в разных ракурсах.
Косплей (Костюмированная игра) (Cosplay) - одно из самых любимых развлечение фанов манга - переодевание в костюмы персонажей манги и аниме. Подразумевает участие в различных шествиях, парадах и конкурсах.
Додзинси (Doujinshi) - в приблизительном переводе - "тот же материал, другие люди". Так называют любую мангу, созданную по мотивам существующей манги, аниме, игр или любого другого жанра. У додзинси есть своя армия поклонников, они широко рекламируется, печатается в журналах и продается на рынках комиксов. Большинство додзинси находится на уровне западных fanzines (фанатских журналов),но бывают и исключения. Они раскупаются большими тиражами, принося авторам немалую прибыль. Популярные мангака додзинси иногда становятся профессионалами (например Sonoda Kenichi и Ozaki Minami). С другой стороны, некоторые профессиональные мангака под псевдонимами выпускают додзинси, пародирующие собственные работы (Hagiwara Kazushi, Ueshiba Reach). Скорее всего, они делают это с целью увеличить долю внимания к своим произведениям Группа додзинси художников или писателей называется circle (кружок).
Фанфик (Fanfic, Fan Fiction) - Литературное творчество фанатов манги по мотивам любимых сериалов и фильмов.
Фанарт (Fanart, Fan Art) - художественное творчество фанатов манга. Это компьютерные коллажи, оригинальные рисунки и додзинси. В основном отражают романтические и эротические отношения любимых героев.
Драматические картинки (Gekiga) - это повествование в лучших традициях классического театра и кино. Отличительные характеристики gekiga - строгое, реалистичное изображение персонажей и логичный литературный сюжет. Это направление было популярным в 60-х годах прошлого столетия, на появление этого направления повлияли фильмы Акиро Куросавы. Сейчас gekiga считаются разновидностью манги и даже изредка появляются в молодежных (shounen) журналах, хотя их стиль рассчитан на взрослую аудиторию.
Трансформация (Henshin) - чаще всего встречается в манге и аниме про девочек-волшебниц, например в "Card Captor Sakura" и "Sailormoon". Подразумевает под собой тот момент, когда персонаж "переходит" из обычного состояния в волшебное.
Собрание иллюстрации (Illust-shuu) - книга большого формата, в которой собраны иллюстрации какого-нибудь художника или посвященные конкретной единой теме.
Группа крови (Ketsuekigata) - в японской поп-культуре считается, что группа крови связана с характером. Эта теория стала популярной в начале восьмидесятых годов двадцатого века. Сведения о создателях манги и их героях, наряду с другой информацией, такой как возраст и место рождения, обычно включают и группу крови. Весьма приблизительное представление о связи группы крови и характера можно получит из нижеследующей таблицы:
O (I группа) - Эмоциональный, неуверенный, трудоголик
A (II группа) - Честный, лояльный, нервозный, интроверт
B (III группа) - Оптимистичный, предприимчивый, экстраверт
AB (IV группа) - Гордый, дипломатичный, разборчивый
Kakioroshi
Термин, описывающий мангу, вышедшую не в серии журналов, а сразу в виде полного издания - tankoubon.
Lolicom/rorikon
Сокращение от "Lolita complex", комплекс Лолиты. Оно имеет менее клиническое значение, чем на западе, но означает примерно то же самое. Разновидность hentai про девочек-подростков, известная также как loli-manga. В манге слова Лолита и bishoujo (симпатичная девочка) являются синонимами.
Mecha, meh-ka
Сокращение от "mechanical" - механический. Общий термин для любых машин, оборудования, брони и конечно же гигантских роботов. Создание mecha имеет огромное значение для аниме, но не столь важно для манги.
Otaku (отаку)
"Фанат". Сленговое слово, означающее одержимого поклонника чего-либо, примерно соответствует таким понятиям как geek, nerd, freak. То есть манга-отаку - человек, чья жизнь вращается вокруг манги. В кругу фанатов слово имеет нейтральный смысл, однако за его пределами слово отаку приобретает крайне негативное значение. В Японии слово mania (мания) имеет менее жесткое значение, чем отаку. Буквально, "o-taku" - формальное приветствие "ваш дом", что соответствует вежливому обращению на "вы". Так называли тех фанатов, которые редко посещают тусовки единомышленников. Термин отаку приобрел широкую известность после ареста в 1989 году серийного убийцы Miyazaki Tsutomu, известного отаку манги и аниме.
Nijikon
Буквально - двумерный комплекс. Этим словом называют тех, кто больше интересуется двумерными (анимационными или рисованными) девочками, чем реальными.
Phonecard
Телефонная карта, используемая в общественных телефонных автоматах, размера 55 Х 80 мм. Манга-журналы часто используют их в рекламных целях, печатая на них изображения популярных героев. Являются предметом коллекционирования.
Phonebook
Сленговое словечко западных фанатов для обозначения толстых и дешевых манга-журналов, напоминающих телефонную книгу по размеру и качеству бумаги.
Renga
"Последовательные рисунки". Другой вид графического повествования, в отличие от манга менее экономно использующий площадь страницы (часто только один рисунок на страницу), с малым количеством диалогов. Этим словом также называются рисунки, которыми обмениваются художники, постоянно дорисовывая что-то к рисунку другого.
Sakura
Декоративная японская вишня или её цветок. Сакура является своего рода символом Японии, источником вдохновения для поэтов, художников и писателей как метафора недолговечности и изменчивости. По древней традиции, во время Сезона Цветущей Сакуры - Hanami (Ханами), тысячи людей собираются для любования ее недолгим цветением. Лепестки сакуры практически белые, но розовые прожилки у основания окрашивают массу цветов в изумительные бело-розовые оттенки. Изображение персонажей в окружении цветов сакуры или облака лепестков, падающих на землю, очень распространено в аниме и манге.
Screentone
Листы прозрачного, клейкого пластика с нанесенным на него растровым рисунком. С их помощью создаются текстуры одежды персонажей, бэкграунды, тени и прочее. Лист скринтона накладывается на рисунок, вырезается по контуру острым резцом, после чего наклеивается в нужное место. Также существуют переводные скринтоны, изображение с которых переносится на рисунок при надавливании. Скринтоны выпускаются несколькими фирмами, имеют огромное число разновидностей и являются непременным атрибутом для создания манги.
Super-deforme
Карикатурный стиль, уменьшающий рост и упрощающий мимику персонажа, в результате чего он выглядит по-детски искренним. Также используются обозначения SD или deforme.
SLASH
Рассказы о гомосексуальных отношениях между персонажами известных сериалов, фильмов и аниме. Слэш появился в США примерно в то же время, что и яой в Японии, но с появлением WWW приобрел, прямо сказать, монстрообразные формы - интернет просто завален подобными историями. Самые популярные персонажи slash: Малдер/Крайчек/Скиннер/Курильщик из "Секретных Материалов", Кирк/Спок из "Стар Трека", Маклауд/Митас из "Горца". Также нередко встречается и альянс персонажей из разных сериалов (это называется "Crossover"): например Малдер/Маклауд.
Sweatdrop
Большая бусинка пота, появляющаяся на головах персонажей аниме и манги - признак сильных чувств, как правило - раздражения, удивления или волнения. Обычно используется в комедиях, крайне редко - в драмах.
Tachiyomi
"Просмотр", буквально "чтение стоя". Это явление возникло из-за того, что для ознакомления с мангой достаточно 15-20 секунд на страницу. Естественно, что появились люди, пытающиеся этим воспользоваться и "просмотреть" журнал прямо в магазине, к крайнему неудовольствию его хозяев. Книжные магазины борются с этим явлением, развешивая запрещающие плакаты и знаки или запаивая журналы в полиэтиленовые пакеты.
Ukiyo-e
Это направление искусства, развитого в конце 17-го века в Японии и продолжающее быть одним из наиболее известных художественных стилей Японии. Ukiyo-e означает "картины плывущего мира" и отражает приходящую, мимолетную природу жизни. Издания Ukiyo-e были очень модными в Европе конца 18-го века и сильно повлияли на импрессионистов. Отголоски этой эстетики можно увидеть в современном аниме.
UFO catcher - игровой автомат, заполненный игрушками, часто изображающими героев манги и аниме, с механическим захватом, с помощью которого игрок пытается вытащить игрушку. Широко распространен по всему миру.
Яой (Yaoi , shounen ai ) - сокращение от "yama-nashi ochi-nashi imi-nashi", которое может быть приблизительно переведено как "нет кульминации, нет развязки, нет смыла". Как правило, это драматические истории о гомосексуальной любви. Яой пользуется безумной популярностью среди женской аудитории. shounen ai (любовь мальчиков) более мягкий вариант яой, без откровенных сексуальных сцен. В основном, yaoi - это додзинси по мотивам популярных аниме, компьютерных игр и литературных произведений. Комиксов, аналогичных яой, в западной культуре нет, но приблизительным аналогом является slash (рассказы о гомосексуальных отношениях между персонажами известных фильмов, сериалов, литературных произведений). Популярность яой приобрел в 80-х годах двадцатого века и сейчас быстро вытесняет классические жанры женской манги.
Юри (Yuri, shoujo ai) - лесбийская версия яой, с женскими персонажами и все тем же драматическим надрывом. Также используется термин shoujo ai - "девичья любовь", он также отличается от юри, как сёнэн-ай от яой.
Хентай (Hentai, H, ecchi, H-manga) - хентай означает "неправильный", "извращенный", а в последнее время, по большей части - извращенный секс. H или ecchi - сленговое сокращение для hentai, и обозначает любые сексуальным проявлениям в манге. Секс и эротика в манга носят название ero-manga, или H-manga. Степень сексуального извращения в манге обозначается как ее H-фактор. Хентай столь же доступны фанатам манги (с учетом ограничений по возрасту), как и любой другой тип манги, но часто, запаяны в непрозрачный пластик. У H-manga много поклонников и она делится на несколько под-жанров.
И совсем немного о языке и нравах:
НЯ! - первоначально это было звукоподражание мяукающей кошке (нэке). Впоследствии НЯ стало обозначать типичное слово-паразит нэк - и в таком виде прочно вошло в лексикон любителей кавая и моэ. На настоящий момент НЯ употребляется абсолютно произвольно и может означать всё что угодно - в зависимости от общего контекста, ситуации, темы разговора. Отдельная часть субкультуры анимешников (так называемые "кавайщики" - в первую очередь подростки) используют НЯ через слово - в качестве универсального междометия; другая часть отаку применяет НЯ исключительно как "пароль-отзыв" при идентификации другого отаку во враждебной им среде неанимешников; и наконец, в серьёзных анимешных кругах старой закалки "няканье" считается дурным тоном и безусловно осуждается.
Десу - изначально - вспомогательный глагол-связка в японском языке, не имеющий самостоятельного значения вне контекста. Однако в речи некоторых аниме-персонажей десу приобрело функцию слова-паразита, появляющегося почти в каждой фразе (например, у Суисейсеки из "Rozen Maiden"), вследствии чего употребление десу само по себе (как и НЯ) стало считаться некоторым атрибутом кавайности.
Ксо - ругательство. Аналоги на русском подбирайте сами. ^-^
50 правил Анимешника:
Памятка анимиссионера: